Программа деятельности детской организации "Алые паруса"
Актуальность программы
Общество заинтересовано в своём поступательном цивилизованном развитии, в обеспечении полноценной жизни каждого его члена. Это развитие обеспечивается знанием культуры и опыта, накопленного поколениями людей, и на этой основе генерацией новых идей, разработкой новых моделей и технологий их реализации, нахождением оптимальных способов организации общественного социального устройства. Поэтому именно воспитание, обеспечивающее общекультурное развитие человека, должно быть главным приоритетом государства и самой школы.
Модернизация российской системы образования, требование к уровню подготовки выпускников школы в современных условиях, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляющие к человеку новые требования, обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала личности.
С учётом основного назначения нашей школы, на основе материально-технической базы, принципов, цели образования и задач воспитательного процесса, традиций школы и, конечно, модели выпускника, налицо актуальность и необходимость данной программы
«Мой мир и я».
Цель: совершенствование системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащённой знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
-создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса;
-сформировать потребность в здоровом образе жизни;
-развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой, нравственной культуры;
-обогащать социальный опыт личности, помогать в самопознании и самосовершенствовании.
Участники: учащиеся школы с 1 по 11 класс.
Сроки реализации: 2008 – 2013гг.
Реализация программы
Этапы реализации программы
1 этап – становление системы (проектный) – 2008/2009 гг.
-разработка моделей воспитательной программы, её теоретической концепции;
-формирование коллектива единомышленников;
-отбор ведущих идей;
-наработка технологий;
-зарождение традиций.
2 этап – отработка системы (практический) – 2009\2010 гг.
-развитие школьного самоуправления;
- определение приоритетных направлений функционирования программы;
-количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
- повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания.
3 этап – окончательное оформление системы – 2010-2011 гг.
- школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
- в центре внимания воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений;
- накапливаются и передаются традиции;
- воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
4 этап – перестройка воспитательной системы (обновление) – 2011-2013гг.
- обобщение опыта работы по моделированию и построению воспитательной системы;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития;
- возможна перестройка отдельных компонентов воспитательной программы, обновление содержания.
В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.
В основе построения лежит принцип деятельности в разновозрастной группе, что обосновано отсутствием классов-параллелей. Такая организация обеспечивает взаимовлияние учащихся, а также расширяет круг педагогов, включённых в процесс воспитания.
Приоритетные направления деятельности:
Дорога к знаниям (Интеллектуальное развитие) предполагает:
-Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
-Развитие свободной, ответственной, творческой личности.
-Подготовка школьника к жизни через развитие его духовных качеств.
Содержание работы
Общешкольный праздник «Здравствуй, школа!» |
1 сентября |
Цикл интеллектуальных игр для учащихся: 2-4 классов, 5-6 классов, учащихся старших классов. |
В течение года |
Участие в районных интеллектуальных играх (индивидуальных, командных) |
Октябрь-декабрь |
Участие в интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру» и др. |
В течение года |
Утренник для учащихся 1 класса «Вот и школьниками стали» |
октябрь |
Общешкольная линейка окончания учебного года |
25 мая |
Праздник для учащихся 4 класса «До свидания, начальная школа!» |
Конец мая |
Выпускной для учащихся 9 класса |
Июнь |
Выпускной вечер для учащихся 11 класса |
июнь |
Участие в районных и областных конкурсах |
В течение года |
|
|
Дорога в мир культуры (нравственность, духовность как основа личности) предполагает:
-развитие природных способностей, эстетических чувств, потребностей общения с людьми.
-освоение ценностей культуры.
--формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
Содержание работы
День пожилого человека |
1 октября |
День учителя |
1 октября |
День отца |
30 октября |
День матери |
28 ноября |
День святого Валентина |
14 февраля |
День семьи |
15 мая |
Торжественные линейки к праздничным датам |
В течение года |
Интерактивные занятия «Познай себя» |
В течение года |
Уроки нравственности по возрастным группам |
В течение года |
Турниры вежливости (1-4 классы) |
январь |
Пионерские сборы «С детства дружбой дорожи», «Ежели вы вежливы», «Искусство общения» |
В течение года |
Дорога к творчеству
предполагает
-развитие творческих способностей.
-предоставление возможностей реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами.
Содержание работы
Работа кружков по интересам |
В течение года |
Конкурс на самый уютный кабинет |
Сентябрь |
Конкурсы рисунков, газет, социальных плакатов к праздникам, тематические. (Школьные, районные, областные) |
В течение года |
Осенняя выставка цветов и поделок из природного материала |
Сентябрь |
Смотр художественной самодеятельности (школьный, районный) |
Октябрь, ноябрь |
Сотрудничество школьных корреспондентов с районной газетой «Вперёд, молодёжь» |
В течение года |
Новогодние представления по возрастным группам, конкурс на лучшее оформление кабинета к празднику, выставка поделок «Мастерская Деда Мороза» |
Конец декабря |
Тематические вечера для учащихся 8-11 классов |
В течение года |
Участие в фестивале «Детство без границ» |
Март-апрель |
Конкурс «Маленькая Фея» |
Март |
Выставка поделок «Умелые ручки» |
Апрель |
День рождения школы |
Апрель |
Участие в районных творческих конкурсах |
В течение года |
Дорога к своему здоровью
предполагает
-формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
-организация психолого-педагогической поддержки, развивающейся личности.
Содержание работы
Работа спортивных секций (волейбол, теннис, футбол, шашки, шахматы) |
В течение года |
День здоровья |
Сентябрь, апрель, май |
Туристический слёт |
Сентябрь |
Месячник по профилактике ДДТТ |
Сентябрь |
Цикл интерактивных занятий по профилактике употребления ПАВ |
В течение года |
Участие в районном месячнике по профилактике употребления ПАВ (совместно с ДЮЦ): Конкурсы компьютерных презентаций, рисунков, соц. плакатов, выступления агитбригад, участие в обучающих семинарах… |
По плану |
День спорта « Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» |
Ноябрь |
Спортивные соревнования между учащимися школы и преподавателями |
23 февраля и 8 марта |
Обучающие игры по правилам ДД |
В течение года |
Конкурсы рисунков, поделок, буклетов по профилактике ДДТТ |
Ноябрь, февраль |
Конкурс «Безопасное колесо» (школьный, районный) |
апрель |
Конкурс компьютерных презентаций «Что мы едим?» |
Март |
Экскурсии, походы, поездки по родному краю |
В течение года |
Дорога «Я – гражданин»
предполагает
-формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, крае, районе, селе.
-воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.
-формировать и развивать чувства любви к матери, дому, родной земле.
Содержание работы
Формирование советов школы, распределение поручений по классам, выбор президента школы |
Сентябрь |
Формирование РВО для дежурства по школе |
Сентябрь |
Районная игра «Орлёнок» |
Сентябрь |
День школьного самоуправления |
Октябрь |
Трудовые десанты, уборка территории около памятника погибшим воинам |
В течение года |
Озеленение школьной территории, работа на пришкольном участке |
В тёплое время года |
Конкурс первичных организаций РСМ «Достижение» |
Ноябрь |
Участие в акции «Мы – граждане России» |
Декабрь, июнь |
Участие в районном конкурсе «Пионер года» |
Ноябрь |
День конституции РФ |
12 декабря |
Торжественные линейки, митинги вахты памяти, возложение гирлянд к памятнику |
2 февраля, 15 февраля, 23 февраля, 9 мая |
Конкурс чтецов «Стихи, опалённые войной» |
Февраль, май |
Литературно-музыкальные гостиные, вечера, мероприятия патриотической направленности |
В течение года |
Районный конкурс «Лидер 21века» |
Март |
Сбор материала о земляках участниках военных событий, оформление литературных работ, рукописных книг |
В течение года |
Акция «Дети детям» (сбор вещей, игрушек, организация концертов) |
Апрель-май |
Чествование ветеранов ВОв |
май |
День защиты детей |
1 июня |
Управление воспитательной программой
Педагогическая диагностика, изучение состояния вопроса |
Прогнозирование результата |
Постановка рабочих задач |
Определение содержания |
Предварительное планирование |
Выбор форм, методов и приёмов |
Обеспечение условий для предстоящей работы |
Анализ хода и оценка результатов, подведение итогов, рефлексия |
Органы управления
1 уровень
Совет школы
Председатель совета школы – директор
Заместители – зам. директора по ВР, вожатая, президент школы
Родители, педагоги-консультанты, совет ученического самоуправления
2 уровень
Ученическое самоуправление
Президент УС
Министерство творчества
Министерство здоровья и спорта
Министерство труда
Министерство правопорядка
Министерство науки
3 уровень
Классный коллектив
Предполагаемые результаты
Модель выпускника начальной школы
-знает о природе культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
- знаком с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в общественном месте;
-способен соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
-усвоены понятия «красивое», «уродливое», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».
Модель учащегося основной школы
-сформировано нравственное и гражданское самосознание;
-ответственность как черта личности;
-обучен культуре поведения на основе управления собой;
-сформировано мнение по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;
-сформировано половое самосознание и нравственная подготовка к семейной жизни;
-знает способы саморегуляции во всех видах деятельности, принципы Добра, Истины, Красоты как принципы собственной жизни.
Модель выпускника средней школы - здоровая конкурентноспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
-умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
-Умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
-умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта;
-умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкурентной социокультурной среде и проработать перспективы своего культурного роста.